Неделя о слепом.


Исцеление слепого. Дионисий, Ферапонтов монастырь

Неделя о слепом — шестое воскресение по Пасхе. На Литургии читается Евангелие от Иоанна о чуде исцеления Исусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением от Своего плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоама, после чего слепой от рождения, ко всеобщему удивлению, стал зрячим.

Слепой от рождения в результате чуда, совершенного Исусом Христом, обрел зрение не только телесное, но и духовное — он уверовал в то, что Христос — это Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Они продолжали клеветать на Христа, не веря в величайшее чудо исцеления слепорожденного и негодуя по поводу того, что Исус сотворил чудо в субботу.

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41).

В середине Недели о слепом, в среду, происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника. В данном случае это означает завершение празднования Пасхи и подготовку, «перенастройку», на приближающееся Вознесение Господне.

Вознесение Господне. 6 июня

Неделя шестая. О слепом, 2 – 8 июня. Чудо в субботу

Вознесение Господне. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры . Источник: http://stsl.ru

Вознесение стало завершением земного служения Иисуса Христа. Его принято праздновать на сороковой день после Пасхи, и праздник этот всегда приходится на четверг шестой недели.

Пять с половиной недель воскресший Господь пребывал на земле, много раз являясь своим ученикам в Иерусалиме, его окрестностях и Галилее. Апостол Павел рассказывает о явлении Христа помимо ближайших учеников более чем пятистам братиям, о явлении Его Иакову, брату Господню. Спаситель не просто представал перед изумленными и обрадованными апостолами, но и ел вместе с ними, беседовал с ними. И вместе с тем являл им совершенно иную уже Свою природу: становился невидим (Лк 24:31), незримо проходил в закрытое помещение (Ин 20:19,26).

Место Вознесения — Елеонская гора в окрестностях Иерусалима, куда при земной жизни Христос поднимался с учениками. Явившись им в последний раз, Он вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51).