Беседы (омилии)
Это первое сочинение Паламы. От имени монахов Афона он защищает их опыт:
«В защиту священно безмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждениями».
Триады в защиту священно — безмолствующих
Главный труд Григория Палымы, одно из главных святоотеческих сочинений вообще.
Книги
«Петрарка и Палама» Владимир Бибихин.
Что связывает Паламу, византийского богослова и Петрарку, итальянского поэта? Ответ: Варлаам Калабрийский — главный противник Григория Паламы и… учитель греческого языка Петрарки.
Варлаам, поклонник латинских учений, для Паламы стал воплощением «сухого латинства». Но для Петрарки Варлаам — воплощение «сухих греков». Оба великих мыслителя, (конечно, они не были знакомы друг с другом) — Палама и Петрарка, поэт и богослов, как ни странно, не любили Варлаама за одно и тоже — недоверие к чувству.
Владимир Лосский
о свт. Григории Паламе
О Паламе у Лосского можно прочитать в «Паламитском синтезе» (глава книги «Боговидение» — труда, посвященного православному учению о видении Света).
«Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта» — главная работа Лосского. Она задумывалась как некое введение к вопросу, занимавшего Лосского всю его жизнь: сравнение немецкой мистики XIV века и афонского исихазма, более конкретно — двух великих современников: Мейстера Экхарта и Григория Паламы. По мнению Лосского, их объединяет сущностное родство, а именно — понимание апофазы (ощущение Бога как Непознаваемого) как высшей формы Богообщения.