Вифезда в Иерусалиме

Слово «Вифезда» — это два слова на иврите, «бейт хисда» — «дом милосердия», в переносном значении «место исцеления, благодати». Второе название этого места — Овчая купель. Историю купальни Вифезда в Иерусалиме мы знаем из Нового Завета. Евангелист Иоанн рассказывает о чуде возле купальни кратко, но в каждом слове содержится важный смысл.

Вифезда считалась исцеляющей болезни, и потому вокруг нее всегда было много самых разнообразных хворых, мечтающих о выздоровлении.

Купальня Вифезда

Почему Вифезда исцеляла больных

Временами вода в купальне начинала бурлить или происходило движение воды какого-то иного рода («Ангел Господень возмущал воду»).

Есть легенда, что вода в Овчей купели обладала излечивающими свойствами потому, что в ней лежало дерево, из которого позже фарисеи или римляне сделали столб для распятия Христа. Это дерево, что выросло у Лота: тот, во искупление невольного греха с дочерьми после гибели Содома и Гоморры, 40 лет добывал и возил на ослике воду из реки Иордан, чтоб поливать три посоха (кедровый, кипарисовый и сосновый). Праотец Авраам велел ему делать это, пока посохи не обретут жизнь. В конце концов они «ожили» и слились в одно прекрасное дерево — это и был знак прощения греха. Царь Соломон приказал спилить чудесное дерево для кровельной балки строящегося Храма, но ничего не вышло: спиленный ствол нельзя было даже измерить — он становился то больше, то меньше. Решили, что он ведет себя так из-за греха Лота — куда уж использовать его для Храма!


Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом. Фреска Пьеро делла Франческа

По другой версии, ствол дерева использовали как лавку — и однажды на нее присела царица Савская, приехавшая для встречи и беседы с Соломоном. Но от дерева исходил жар, и мудрая царица, встав, поклонилась деревянному брусу и предсказала, что именно от него найдет свою смерть Мессия, и оттого Иудейское царство ждут бедствия и погибель. Соломона это пророчество напугало, и он повелел зарыть в землю «нехорошее» дерево.

Потом в этом месте выкопали водоем для того, чтоб омывать в нем предназначенных в жертву животных — Овчую купель, и вскоре та прославилась как исцеляющая людей.

Исцеление расслабленного при Овчей купели

Тот, кто первый влезал в купальню во время «возмущения воды», вылезал исцеленным (независимо от тяжести болезни).

Здесь значимо слово «первый» — можно представить, как вели себя эти несчастные, как облепляли берег водоема, жадно глядя на воду, как отпихивали друг друга локтями, ведь каждый старался искупаться раньше прочих!

Некий человек, расслабленный (это означает просто «парализованный»), лежал возле Вифезды в тщетной надежде на излечение. Болел он уже 38 лет (можно представить, в каком состоянии был этот бедняга, лежа неподвижно под жарким солнцем Иудеи). Иисус, заметив его и узнав, что лежит он тут давно, подошел к нему и спросил, хочет ли тот стать здоровым. Тот честно ответил, что, разумеется, хочет — но у него никого нет, и никто не желает помочь ему опуститься в воду, всегда кто-то успевает первым прежде, чем он доползет. Неприглядно же выглядят все эти болезные граждане в своем эгоизме: никому даже в голову никогда не пришло хоть раз помочь беспомощному человеку, каждый думал только об исцелении собственных болячек!

И даже те, кто выздоровел, не догадались помочь другому! Видно, вода исцеляла только тело — но не душу. Это, кажется, и подчеркнул Иисус, который даже и не подумал вести паралитика к воде. Он просто велел ему встать, забрать свою подстилку, идти и не грешить больше. И тот так и сделал! Простое внимание к человеку и милосердие исцелили несчастного, лечебная ванна совершенно не понадобилась.

Где находилась Вифезда?

Из священного текста можно заключить, что Вифезда находилась в Иерусалиме — но где именно, существуют разные версии.

Пруд у ворот

Иоанн упоминает Овечьи ворота — есть предположения, что это нынешние Львиные (или, по другому их названию, ворота Святого Стефана) в Мусульманском квартале.

Действительно, некий рукотворный водоем, ныне пересохший, там имеется. Он ярко выраженной прямоугольной формы, вытянут в длину. Когда-то за ним явно следили, берега его выложены некогда аккуратной каменной древнеиудейской кладкой.

Арабы называли этот пруд «Биркет Израэль» — то есть «израильский пруд».

Рядом находятся фрагменты двух арочных конструкций — возможно, это те самые «крытые ходы», упомянутые Иоанном — при Вифезде находилось «пять крытых ходов», возможно, в них укрывались от солнца «пациенты» купели.

Версия крестоносцев

Возле католического храма святой Анны тоже находится водоем, известный со времен завоевания Иерусалима крестоносцами. И тогда именно его называли «Овчая купель». Рядом с ним археологи обнаружили следы пяти арок — еще одни «крытые ходы»!

Эта Вифезда упоминается в первый раз в свидетельстве паломника, видевшего ее в IV в. Он увидел возле этого водоема то же, что некогда увидел Иисус: толпу самых различных калек, ожидающих чуда.

В V в. паломники уже называют храм св. Анны «церковью Паралитика».

На сегодняшний день базилика св. Анны и католический монастырь при ней принадлежат Франции, как и место раскопок Вифезды. Осуществляет надзор и попечение над этой землей миссионерское общество Белых Отцов — братство монахов, основанное в 1865 г. кардиналом Левизери.

Значительных размеров (150x50x15 м) бассейн из двух разделенных каменной кладкой частей, был раскопан здесь в 1914 г. Находится во дворе монастыря Белых Отцов, окна которого выходят прямо на Вифезду.

На территории раскопок расположен небольшой музей.

Вифезда как символ исцеления

Разумеется, чудесный сюжет с Иисусом и паралитиком нашел отражение в иконописи. Существует множество икон с изображением «исцеления расслабленного». Мировая живопись также не обошла эту притчу о милосердии стороной. Ей посвящены полотна голландца Питера Артсена, представителя Северного Возрождения, испанца Бартоломе Эстебана Мурильо, знаменитого своими евангельскими сюжетами датчанина Карла Генриха Блоха, знаменитого английского живописца Уильяма Хогарта, польско-русского художника Яна Ционглинского.

В современности

В Центральном парке Манхэттена, Нью Йорк, на одной из террас расположен красивый фонтан Вифезды со скульптурой ангела, держащего в руке цветок лилии. «Ангел вод» — работа скульптора Эммы Стеббинс. Фонтан установлен в 1842 г., в память открытия городского акведука. Лилия в руке ангела символизирует чистоту воды. Эмма — первая женщина-художник, получившая официальный заказ от города Нью-Йорк.


Купальня Вифезды представлена в северной монастырской стене Епископальной церкви. Ангел из розового известняка вырезан Джанет Скаддер.

В округе Палм-Бич (тоже в США), на берегу Атлантического океана, стоит Епископальная церковь в стиле испанской готики, называемая Вифезда-из-моря. Церковь отличается оригинальной красотой, в северной стене расположена «купальня Вифезда» — небольшой фонтан с фигурой ангела, вырезанного из розового известняка. Этот храм построен в 1925 г.


Испанская готическая церковь создана по образцу собора в Леоне, Испания.

Название «Христианское братство Вифезда — Дом милосердия» носит одно из объединений Евангельской церкви в России.

Источник: Туры в Израиль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *