ДУХОВ ДЕНЬ

Да почиет на вас Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…
Исаия 11:2

Слово в день Святого Духа.

Афонский монах преподобный Силуан написал в своем дневнике: «Верьте, братья, что, если кому случится умирать при духовнике, скажет умирающий духовнику: Отче Святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном. И скажет духовник: “иди, чадо, и зри Господа”, то будет ему по благоволению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле Тот же». Именно Святым Духом благословляет священник и действительно этот Дух – один и тот же на земле и небе. Об этом и говорил Господь Своим ученикам: «Примите Духа Святого, имже отпустите грехи, отпутятся им, и им же держате держатся». (Ин.20.22-23). Об этой связи земного и небесного Господь говорит еще и так: «Что будет связано на земле, будет связано и на небесах, и то, что будет разрешено на земле, будет разрешено и на небесах» (Мф. 16.19). Так после Воплощения Сына Божьего и схождения Духа Святого близко к человеку небо, близок к человеку Господь. И о нашей причастности Божественной благодати апостол пишет: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». В первые три века по Рождестве Христовом, в эпоху гонений на Церковь, в Римской Империи греческое слово «Кириос» – Господь – относилось к обожествляемому еще при жизни императору, а христиане, зная, что «идол в мире ничто» (1 Кор. 8.4), тем не менее не могли назвать человека словом, которым именовали они своего Воплотившегося Бога, ведь имя «Господь» в греческом переводе Писания заменяло Священное имя Бога, открытое еще Моисею – Сущий. И значит, это благодать Святого Духа давала человеку дар веры – признать Иисуса Господом, то есть Сущим Богом, и это благодать Святого Духа давала человеку силу исповедовать свою веру в Господа Иисуса вопреки страху смерти, которая следовала за отказ от божественного почитания императора. И значит, все мы, кто исповедует Иисуса Господом, тоже непостижимо причастны Святому Духу. Несмотря на свою духовную немощь и греховность, мы не чужие Богу. Преподобный Максим Исповедник написал такие удивительные слова: «Святой Дух пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, о всех промышляет и во всех возбуждает естественные семена добра, во всех, живущих по Христу, Он пребывает еще как и Усыновитель, а как Производитель Премудрости только в обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря Божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания». Именно Дух Святой Господь Животворящий, Который есть для нас Дух усыновления, прославляется на следующий по Пятидесятнице день. Литургийное чтение этого дня приводит нам слова Христа Спасителя, сказанные Им о Церкви.

В Евангелии Господь трижды произносит слово «Церковь», когда дает обетование об основании Церкви и о том, что «врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16.18). И еще дважды, и мы слышим это в сегодняшнем Евангельском чтении, когда на вопрос Петра о согрешающем и нераскаявшемся брате отвечает: «Скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Так же, как язычник-идолопоклонник, мытарь, собиравший для римской власти подати со своих сограждан, считался отлученным от израильского сообщества. Таким мытарем и был до своего призвания Матфей, ставший апостолом и евангелистом и запечатлевший слова Господа о Своей Церкви. Евангелие от Матфея часто называют «Церковным Евангелием» и потому, что именно здесь приведены слова Спасителя о Своей Церкви, и потому, что сам евангелист уделяет особое внимание общине учеников. И, зная по своему опыту, что Христос пришел «взыскать и спасти погибшее», Матфей вместе со словами о Церкви дает еще притчу Спасителя о том, что радость об одной обретенной заблудшей овце более нежели чем о девяносто девяти оставшихся и слова Господа о том что никогда нельзя презирать никого «из малых сих», потому что их Ангелы лицезреют Отца Небесного. В греческом тексте Евангелия от Матфея «церковь» – это «экклезия» – собрание. Собрание званых – призванных Самим Богом, собрание, которое освящается Господом и где мы, соединяясь с Господом в Таинствах и молитве, образуем место, где пребывает Господь, – Дом Божий. Так и говорит о нас апостол: «Дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3:6). И этот Дом – Церковь – созидается «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в Святой Храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»(Еф. 2.20-22).

Господь Иисус Христос открывается нам в Духе Святом, и в Духе Святом Господь действует, поэтому Церковь есть «Тело Его и полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1.23) – полнота Духа Святого. Святым Духом совершаются Таинства Церкви, и Святым Духом созидается Церковь как Тело Христово. И о тайне Церкви о Своем в Ней пребывании Господь говорит так: «Где двое или трое собраны ради имени Моего, там Я посреди их». Так непостижимо может быть близок к нам Господь, если мы объединены любовью и верою к Нему. Господь Иисус Христос есть образ Отца, образ Сына есть Дух Святой, а Сам Дух Святой остается неявленным.

Вспомним необыкновенные слова Апостола Павла в первом послании Коринфянам, слова удивительные и крайне важные для нас: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с большой силой любимый Апостол Христов Иоанн в своем первом соборном послании, в котором находим глубоко утешительные для нас слова о том, какими благодатными изменениями наших сердец сопровождается тихое и незаметное сошествие в них Духа Святого (1 Ин. 2, 3-4).

Если всем сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа и исполняем заповеди Его, то любят нас и Отец Его Небесный, и Дух Святой, и вселяется в сердца наши Он Сам со Отцем Своим и Духом Святым, и становимся мы храмами Божьими (Ин. 14, 23).Это сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас от всякой скверны плоти и духа. Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и молчаливыми, милосердными и правдивыми, любящими ближних наших. Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех нас, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью. Заслужим великое счастье быть храмами Божьими и обителью Святого Духа, и защитит Он нас от всех зол и соблазнов мира, и даст нам вечную радость и вечный покой. Аминь.

Протоиерей Михаил Браверман

Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - cropped-06071614554211.jpg

Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Parrocchia di San Nicola di Myra a Lecco del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *