Без Сергия Радонежского русская душа не полна

М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».
В. О. Ключевский «Благодатный воспитатель русского народного духа» (1892)

«Каждая эпоха являет нам свои образцы – каждое время богато своими святыми. И в самые тяжелые периоды появлялись на Руси такие великие светильники веры, как преподобный Сергий Радонежский. Его жизнь, его подвиг, обращенный прежде всего к людям, до сих пор зажигают и вдохновляют наши сердца. Сама личность святого вносит в нашу жизнь радость и свет. «Святые – это живые лучи божественного света», – говорил епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Они озаряли жизнь современников и продолжают озарять нашу жизнь».
Из высказываний Патриарха Московского и Всея Руси Алексия (1998)

«Основателем первого монашеского общежития (киновии) был великий русский подвижник Сергей Радонежский. Говорил Сергей мало…, но зато когда говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительские монастыри. Эффективность такого рода духовной экспансии была огромна. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались»
Л. Н. Гумилев «От Руси до России» (1992)

«От Преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, напаивая собой русский народ и получая в нем своеобразное воплощение. Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице Его русский народ сознал себя; свое культурно–историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, — получил историческое право на самостоятельность».

П. Флоренский «Слово о Свято-Троицкой обители и преподобном Сергии» (1919)

«Как святой, Сергий, одинаково велик для всякого. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских… Все, кто бывали в Лавре, поклоняясь мощам преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящейся здесь».
Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (1925)

«Без Сергия Радонежского русская душа не полна. <…> При всем множестве любимых и почитаемых в нашем народе святых Сергиева святость несколько особого сложения – сложенная из русского представления о своем идеале. <…> К Сергию народ не мог охладеть, это значило бы отказаться от себя. В самые тяжкие для общей нашей судьбы моменты, в русском сердце слышались Его участливые слова: «Не скорби, чадо». Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом чего-то, а предвестием, в том числе, необходимостью спасительных переходов через духовное бездорожье всех времен <…>, через предстоящие потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, установясь на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах».
В. Распутин «Ближний свет издалека» (1992)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *