Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — двунадесятый православный праздник, отмечаемый ежегодно 19 августа. Он связан с событиями земной жизни Христа и имеет большое значение для каждого из верующих.

История праздника

События Преображения описаны в евангельском повествовании (у Матфея, Луки и Марка). Господь Иисус Христос, взяв с Собой трёх апостолов – Петра, Иакова и Иоанна, возвёл их на гору и преобразился, т. е. изменился перед ними, просияв прекрасным и нестерпимым для их зрения Светом.

Сюжет

В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа. Сам Он всё чаще говорил с апостолами о предстоящих мучениях и распятии. И вот однажды Он, взяв с Собой трёх самых близких Ему учеников, взошел на вершину горы. Когда Христос начал молиться, с Ним вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным Светом. Рядом с преобразившимся Иисусом возникли вдруг великие древние ветхозаветные пророки — Моисей и Илия. Они начали беседовать с Ним о предстоящих крестных страданиях. Апостол Пётр, поражённый таким чудом, обратился к Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь, на горе, обустроить палатки: одну для Иисуса и две для пророков. Ему не хотелось, чтобы это чудесное видение пропало без следа, и хотел хоть как-то продлить эти чудесные мгновения.

В небе появилось облако, осенившее всех своей тенью, и из него раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Апостолы в страхе упали ниц на землю. Видение пропало — перед ними остался стоять один лишь Христос. Он подошёл к ним и, коснувшись их рукой, сказал: «Встаньте и не бойтесь». Затем, когда они спускались с горы, Христос повелел апостолам держать увиденное в тайне и никому не рассказывать о чуде Преображения до момента Воскресения Его из мёртвых.

Место

По церковному преданию (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение совершилось на горе Фавор — на одной из гор Галилейской области Палестины. Некоторые из современных исследователей называют горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон (Израиль).

Гора преображения: Фавор или Ермон?

Евангелия не называют гору, на которой произошло Преображение Господне. Однако, согласно преданию, горой Преображения называется Фавор.  В то же время, многие  современные богословы считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон…

До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. Но после утверждения христианства государственной религией Римской империи, началось массовое паломничество в Израиль. Паломничество совершила и Елена, мать римского императора Константина Великого. По её указанию на горе Фавор был построен монастырь. С этого времени гора Фавор и вошла в предание как гора Преображения.

Но в современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:

Во-первых, гора Фавор — не слишком высокая (588 метров над уровнем моря) и во времена Иисуса её окрестности были густо населены. А на вершине её располагалась мощная римская крепость и большой замок. Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.

Во-вторых, хронология предшествующих событий говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Наконец, в Евангелии от Марка сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.

В-третьих, существует ещё один косвенный аргумент: в Мк. 9:3 упоминается, что в момент Преображения одежды Христа сделались «блистающими, весьма белыми, как снег». Упоминание снега в качестве сравнения может быть случайностью. Однако в случае с горой Ермон (вершина которой, 2814 м над уровнем моря, в зимнее время, два-три месяца в году покрыта снегом) снег мог быть перед глазами учеников Иисуса в том случае, если Преображение было зимой, а в случае с Фавором — нет. Впрочем, сегодня не столь уж важно, на какой из горных вершин произошло Преображение Господне. Главное, чтобы преображение произошло в сердце каждого христианина.

Время

Вы­да­ю­щий­ся отечественный историк, профессор Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, В. В. Болотов убе­ди­тель­но до­ка­зал, что Христос пре­об­ра­зил­ся пе­ред уче­ни­ка­ми неза­дол­го до Пас­хи, в феврале или мар­те по нашему ка­лен­да­рю. При этом он объяснил логику праздничных да­ти­ро­вок, почему мы отмечаем Преображение в августе. Ока­зы­ва­ет­ся, в уста­нов­ле­нии кален­дар­ных дат сво­их тор­жеств Христианская Церковь ча­сто ру­ко­вод­ство­ва­лась не на­уч­ны­ми, а мис­си­о­нер­ски­ми соображениями. На­ро­чи­то совмещая свои праздники с дня­ми по­пуляр­ных язы­че­ских тор­жеств, Церковь хо­те­ла постепенно вытеснить их из на­род­но­го оби­хо­да, «христианизировать», на­пол­нив дру­гим со­дер­жа­ни­ем. Этим объясняются рас­хож­де­ния между историческими и ка­лен­дар­ны­ми богослужебными да­ти­ров­ка­ми.

Так про­изо­шло и с праздником Пре­об­ра­же­ния. Окон­ча­ние сбо­ра винограда да­же среди христианского на­се­ле­ния ещё дол­го отмечалось язы­че­ски­ми «вак­ха­на­ли­я­ми». Чтобы христианизировать этот праздник уро­жая, бы­ло решено торжественно праздно­вать в августе Пре­об­ра­же­ние Господне, искусственно сов­ме­стив с ним благодарственный мо­ле­бен Бо­гу за да­ро­ва­ние винограда. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки.

Значение праздника

Преображение — это явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть на горе Фавор мы видим откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символично и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Глубокое чувство внутреннего ликования от встречи с Богом, полноты причастности Его дарам овладело тогда целиком Петром, Иаковом и Иоанном, восшедшими вместе со своим Божественным Учителем на Фавор. В этом и заключается основный смысл праздника Преображения.

Ведь абсолютно для всех православных христиан также открыт путь на тот же самый Фавор: для всех тех, кто приходит в пока еще тёплые августовские дни, на исходе краткого русского лета, в храм — на церковный праздник Преображения… Ведь именно в храме христиане таинственным образом оказываются подлинными участниками событий Священной истории, вступают в саму «плоть» Евангелия. И потому-то именно здесь и сейчас, стоя на преображенском богослужении в храме, каждый может испытать ту же самую радость, что некогда пережили Петр, Иаков и Иоанн, и оттого благодарно воскликнуть: «Сегодня это и мой Фавор!».

Митрополит Сурожский Антоний так сказал о Преображении в одной из своих проповедей: «Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *