Третья седмица Великого поста

6 апреля (суббота) в 9-00 в храме будет совершаться Таинство Соборования.

Неделя (т .е. воскресенье) 3-я Великого поста. Крестопоклонная – 31 марта 2019 года.

В третье воскресенье Великого поста священник выносит на середину храма Святой Крест. Это событие обозначает середину поста. Первые два воскресенья имеют догматический характер — иконопочитание и паламитский догмат; два последующих имеют характер аскетический — Церковь вспоминает Марию Египетскую и Иоанна Лествичника. Крестопоклонная неделя объединяет в себе оба направления — догматику и аскетику.

Аскетический смысл поста не нуждается в пояснении. Пост сам по себе есть «самая распространенная» аскетическая практика. Однако, Великий Пост первоначально — время катехизации, научения вере. 

Катехизация — подготовка к Крещению, рождению во Христе, вступлению в Церковь. Но Крещение есть ничто иное, как сораспятие со Христом — совместная с Ним смерть и воскресение. Весь Великий пост символически повторяет этот путь.

Крест — вершина и догмы, и аскезы. Распятие Сына Божьего, как говорит апостол Павел — соблазн для иудеев, безумие для эллинов. Смерть Бога на Кресте — всё в христианстве. «Нести крест свой» — предельная заповедь, оставленная нам Спасителем. 

Всё это напоминает нам Церковь в эти дни — напоминает о самом главном. Церковь говорит о Кресте, но не о страданиях Христа на нем, а о победе и радости. Многое в богослужении Крестопоклонной недели просто взято из пасхального богослужения. В середине Великого Поста, не лишним будет напомнить, что христианство — религия радости, веселья, ликования, победы. Мы спасены, ад побежден, смерть преодолена, и мы с Богом. 

Крест для мира — предел абсурда; смерть Бога — нелепость, позор. Вспоминается знаменитое изречение Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». На самом деле, буквально так он не говорил. Это парафраз его слов из сочинения «О плоти Христа»: «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно».

Святые Отцы о Кресте

Григорий Палама «Омилия XI». Прошлая неделя была просвящена Паламе, поэтому обратимся сначала к этому великому богослову. «И, вот, земные цари ищут, чтобы их окружение было готово на смерть ради них, а Господь Сам Себя предал на смерть за нас; нас же, не ради Себя, но ради нас самих же увещевает быть готовыми на смерть». Палама противопоставляет власть Креста и власть силы — любовь и подчинение, государство и Бога. «Итак, в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность» — так побеждает Бог и те, кто с Ним.