Вторая седмица Великого поста

{"title":"\u041d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u0430\u0445 \u0432\u0430\u0432\u0438\u043b\u043e\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445","artist_name":"xpmi","audio_file":"https:\/\/xpmi.ru\/wp-content\/uploads\/2019\/03\/05_na_rekah_vavilonskih.mp3","poster_image":"https:\/\/xpmi.ru\/wp-content\/uploads\/2019\/03\/Gebhard_Fugel_An_den_Wassern_Babylons-768x523.jpg","duration":"6:39"}
{"title":"\u041d\u0435 \u043e\u0442\u0432\u0440\u0430\u0442\u0438 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u0442\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e","artist_name":"xpmi","audio_file":"https:\/\/xpmi.ru\/wp-content\/uploads\/2019\/03\/07_ne_otvrati_lica_tvoego.mp3","poster_image":"https:\/\/xpmi.ru\/wp-content\/uploads\/2019\/03\/maxresdefault-1-1024x576.jpg","duration":"1:49"}
{"title":"\u0414\u0430 \u0438\u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u043c\u043e\u043b\u0438\u0442\u0432\u0430 \u043c\u043e\u044f","artist_name":"xpmi","audio_file":"https:\/\/xpmi.ru\/wp-content\/uploads\/2019\/03\/18_da_ispravitsya_molitva_moya.mp3","poster_image":"https:\/\/xpmi.ru\/wp-content\/uploads\/2019\/03\/daisprav.jpg","duration":"8:38"}

Неделя (т .е воскресенье) 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 24 марта 2019 года.

В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины.

Вторая неделя Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама.

В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом. 

Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света.

Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями.

Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны). 

Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

Вот о чем Церковь напоминает нам в эти дни. Напоминает о тайне обожения: как возможно твари соединиться с Нетварным. Ибо это и есть наша «главная задача».

Вернемся к подвижникам, чей опыт защищал Палама. Они своими чувственными глазами, телесными глазами видели Нетварный Свет. Здесь коренная черта христианского аскетизма: что он делает с телом — «побеждает»? Нет, спасает. Свет пронизывал их плоть. Вот это так раздражало антипаламитов.

Сейчас мы постимся, т. е. в первую очередь что-то делаем со своим телом, меняем режим питания, если грубо. Зачем? Чтобы спасти тело, приуготовить его к вечной жизни («чаю воскресения мертвых», т. е. воскресения тел). Бог недоступен твари, в том числе нашему тварному уму. «Интеллектуальное познание» Бога так же невозможно, как и кажущиеся абсурдным «телесное». Основное деление проходит не между «духовным» и «телесным», ведь и  то и другое — тварное, и то и другое нуждается в спасении. Главное деление (подлинно христианское) проходит по линии «Творец—тварь». Святые видят Нетварный Свет и глазами ума, и глазами плоти; абсурдное с нашей точки зрения возможно по Любви Божьей.

Использован материал с сайта predanie.ru

Святитель Григорий Палама о посте

GrigoriyPalama

Святитель Григорий Палама (память которого отмечается Церковью во вторую Неделю Великого Поста) жил в период обмирщения и секуляризации Византийской империи (XIV в), во время зарождения и развития гуманизма. Это время, когда человек постепенно стал забывать о Боге и подменять Его собой. Заменив вечное временным, стойкость непостоянством, прямоту кривизной, человек утратил Истинное мерило — Бога.

В это время восстал из среды Православия светоч Григорий Палама — монах Афонской горы, подвижник, не перестающий молится и постится за себя и весь мир. В посте и молитве монахи Афона видели непрестанное духовное самосовершенствование, обретение стойкости постоянства перед вызовами современного ему непостоянного мира. Его поучения о посте актуальны и в современное время, в мире колеблющемся. Пост и молитва являются маяком дающим человеку устойчивость и направление в движении к добру — Богу.

 Два вола в одной упряжке

Поскольку человек состоит из души и тела, постольку и подвиг возрастания должно нести не только дух (душа), но и тело. Если дух молится, то тело постится. Душа приносит покаяние быстрее, чем тело; телу необходимо некоторое время. Тело и душа как два вола запряжены в одной упряжке (человеке).

Поэтому последствия покаяние души, без покаяния тела могут быть травматическими: бездействие одного из волов обязывает другого взять двойную ношу и бездействующего вола, ведь двое в упряжке. И так в бездействии одного скоро оба слягут. Так и душа и тело в человеке: возрастание обоих должно происходить вместе.
Через пост человек обуздывает свое тело и удерживает его восстание, через молитву же может обездействовать и усыпить предрасположения души, т. е. страсти и возбуждающие страсти помыслы.

Пост это всякого рода воздержание, предельная чистота чувств. В одной из бесед Григорий Палама пишет, что «Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к любопытству, и к злословию; слух же воспринимающим бесчинства, и блудные песни, и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства, так же вредящие, то какая польза от поста? Конечно, никакой!». Невоздержание в чувствах не принесет пользы человеку, даже если он воздерживается от вкушения определенного вида пищи.

Идти против ветра

Пост есть воздержание от зла. Но от зла воздерживаться легче если творить те или иные добродетели, наподобие того как человеку легче преодолеть силу ветра если он будет идти против ветра, а не стоять пассивно принимая действие ветра.

Пост, не сопряженный с духовной аскезой, не угоден Богу. Такой пост, «более родствен злым ангелам, бесам», потому что и им свойствен пост. Но неядение бесов связано с гневом, ненавистью, высокомерием и противлением Богу. Поэтому, когда наш пост оторван от всей аскетической жизни, мы подвергаем себя опасности бесовского поста
О ценности поста Григорий Палама рассуждает на примере Адама, который если бы исполнил заповеданный ему Богом пост то «пребыл бы бессмертным, незнакомым с трудом и печалью на вечное время». Однако Адам этой заповеди и Божиему совету предпочел «начало злобного змия и приял вместо вечной жизни смерть, вместо удела чистого радования — многоболезненное и весьма соответствующее» его состоянию «обиталище греха; более того, он осуждается на ад» и господствующий там мрак. Нарушение заповеди о посте привело к грехопадению человека и всему, что за этим последовало.

 Жизнь нам дает Бог

Пользу поста можно увидеть и на основании противоположного — пресыщения и неумеренности. Нарушение поста приводит к психосоматическим проблемам в организме человека; наоборот, соблюдение успокаивающе, умиротворяюще воздействует на человека и общество. Так пресыщением погибла великая Вавилонская и Римские империи.

Многие избегают поста, считая, что он приводит к истощению. Григорий Палама утверждает обратное. «Именно пресыщение приводит к возникновению подагры, мигрени и иных болезней, а пост является матерью здоровья». Это утверждают и современные ученые. Если кто-то не может соблюдать совершенный пост, он должен принимать умеренно пищу и умеренно воздерживаться от пищи. Таким образом, можно избежать крайностей, которые могут привести к самомнению.

Воздерживаясь в посту от того или иного вида пищи мы переменяем свой образ мыслей. Думая, что живем благодаря тем или иным витаминам и калориям, тому или иному роду мяса забывая, что жизнь нам дает Бог. Как часто можно видеть упитанных людей слабых духом могущих вот-вот его испустить.
 

 Перед лицом Господним

Если мы существует благодаря Богу, то мы не должны совершать и свой пост напоказ. Бог видит наши намерения и для этого не нужна показная напыщенность. Григорий Палама говорит, что пост без сокрушения сердца и покаяния родственен злым ангелам. Мы знаем, что бесы постятся, они совершенно ничего не едят, но поскольку их пост сопряжен с гневом, ненавистью и высокомерием, он не приносит им никакой пользы.

Святитель строго предупреждает о том, что пост и молитва должны совершаться как бы перед лицом Господним. Мы должны знать, что «ни пост, ни псалмопение, ни молитва сами по себе не могут нас спасти, но спасает их совершение перед очами Божиими». Очи Господни, взирая, освящают нас.

Святой Григорий призывает: «Молю, не дадим здесь послабления постам и молитвам, слезами и всеми способами будем призывать Его до тех пор, пока Он не приблизится и не излечит нас». Постом, слезами и молитвами мы призываем Христа прийти и исцелить нас. Пост — это составная часть исцеления, предлагаемого Церковью, и мы должны рассматривать его именно так.

Завершая Великий Пост, посмотрим на качество нашего поста, что хорошего мы вынесли в этом посту для своего духа, души и тела. Постились ли наша душа и тело одновременно или был ли этот пост показным. Ведь все, что человек делает, делает для себя в первую очередь. Бог, видя это стремление сохранить свое тело и душу как сосуды Святого духа, восполнит собой человеческую немощь, чтобы устоять в непостоянном мире.

Андрей Ухтомский,

кандидат богословия

Источник: Русский Афон