Шестая седмица Великого поста

Великий пост длится почти полные семь седмиц48 дней. В него входят:
— Святая четыредесятница: 40 дней ;
— Лазарева суббота (суббота шестой седмицы);
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье);
— Страстная седмица (в ней только 6 дней: последующее воскресенье — Светлое Христово Воскресение — ПАСХА).

Voskreshenie-Lazarya
Воскрешение Лазаря

Пять дней шестой седмицы Великого поста завершают Великую Четыредесятницу, то есть сорокадневный пост, установленный в память о посте Самого Спасителя, который Он держал перед выходом на Свое Служение.

Шестая и последняя неделя (воскресенье) св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от пальмовых ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, а так­же Верб­ным вос­кре­се­ньем – от обы­чая освя­щать в этот день вербы, которые заменяют пальмовые ветви.

Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха. Приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим.

К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению удалялись на время св. Четыредесятницы.

Vhod-v-Ierusalim
Вход Господень в Иерусалим

Церковь, установив с понедельника по пятницу 6-й седмицы стандартные великопостные службы, как бы дает постящимся возможность отдохнуть и собраться с силами перед наступлением насыщенных богослужебными особенностями последних 8 дней Великого поста (от Лазаревой субботы до Великой Субботы).

Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим является двунадесятым, он не имеет в буквальном смысле предпразднства.

Тема праздника отражается в стихирах, седальнах и канонах Триоди в службах 6-й седмицы.

«Шестую седмицу поста имуще, предпразднственное пение, ваиа принесем Христу, грядущему нас ради всести на жребяти осли, языческое подклонити яко Царь безсловесие родителю: ветви добродетелей Тому вси уготовим, яко да воскресение Его радующеся узрим» (понедельник Ваий, утреня, седален по 3-й кафисме)

«Двоица посылается ученик привести жребя, якоже писано есть, на неже Христос всед красен внидет, хвалу от младенец прияти Божественную. Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний» (пятница Ваий, утреня, седален по 2-й кафисме)

«Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя» (вторник Ваий вечера, 3-я стихира на «Господи, воззвах…»)

«В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мария же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо» (четверг Ваий, утреня, 2-й трипеснец, 9-я песнь, 1-й тропарь)

В среду, 17 апреля, и пятницу, 19 апреля,  Шестой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В пят­ни­цу на сед­ми­це ва­ий святая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца кон­ча­ет­ся, мы сто­им в пред­две­рии Страст­ной сед­ми­цы.

В суб­бо­ту Ла­за­ре­ву, 20 апреля, празд­ну­ет­ся вос­кре­ше­ние пра­вед­но­го Ла­за­ря. Цер­ковь про­слав­ля­ет его как до­ка­за­тель­ство Бо­же­ствен­ной си­лы Иису­са Хри­ста и как удо­сто­ве­ре­ние в вос­кре­се­нии Хри­ста и в об­щем вос­кре­се­нии всех умер­ших.

В субботу вечером, за всенощным бдением совершается освящение верб.

Воскресенье, 21 апреля, Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию тор­же­ствен­но­го Вхо­да Гос­под­ня во Иеру­са­лим, ку­да Он шел для стра­да­ний и Крест­ной смер­ти.

Страст­ную сед­ми­цу и пред­ше­ству­ю­щие ей празд­ни­ки – Неде­лю ва­ий и суб­бо­ту Ла­за­ре­ву – нуж­но от­ли­чать от Ве­ли­ко­го по­ста. Ла­за­ре­ва суб­бо­та и Верб­ное вос­кре­се­нье слу­жат пе­ре­хо­дом от Че­ты­ре­де­сят­ни­цы к Страст­ной сед­ми­це. Свя­тая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца – это вре­мя под­го­тов­ки, а Страст­ная – это уже не пост, а цель по­ста, то, к че­му мы го­то­ви­лись, и в чем мы долж­ны, под­го­то­вив­шись и по­тру­див­шись в ме­ру сво­их сил, участ­во­вать.