Великий пост длится почти полные семь седмиц — 48 дней. В него входят:
— Святая четыредесятница: 40 дней ;
— Лазарева суббота (суббота шестой седмицы);
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье);
— Страстная седмица (в ней только 6 дней: последующее воскресенье — Светлое Христово Воскресение — ПАСХА).
Пять дней шестой седмицы Великого поста завершают Великую Четыредесятницу, то есть сорокадневный пост, установленный в память о посте Самого Спасителя, который Он держал перед выходом на Свое Служение.
Шестая и последняя неделя (воскресенье) св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от пальмовых ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день вербы, которые заменяют пальмовые ветви.
Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха. Приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим.
К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению удалялись на время св. Четыредесятницы.
Церковь, установив с понедельника по пятницу 6-й седмицы стандартные великопостные службы, как бы дает постящимся возможность отдохнуть и собраться с силами перед наступлением насыщенных богослужебными особенностями последних 8 дней Великого поста (от Лазаревой субботы до Великой Субботы).
Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим является двунадесятым, он не имеет в буквальном смысле предпразднства.
Тема праздника отражается в стихирах, седальнах и канонах Триоди в службах 6-й седмицы.
«Шестую седмицу поста имуще, предпразднственное пение, ваиа принесем Христу, грядущему нас ради всести на жребяти осли, языческое подклонити яко Царь безсловесие родителю: ветви добродетелей Тому вси уготовим, яко да воскресение Его радующеся узрим» (понедельник Ваий, утреня, седален по 3-й кафисме)
«Двоица посылается ученик привести жребя, якоже писано есть, на неже Христос всед красен внидет, хвалу от младенец прияти Божественную. Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний» (пятница Ваий, утреня, седален по 2-й кафисме)
«Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя» (вторник Ваий вечера, 3-я стихира на «Господи, воззвах…»)
«В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мария же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо» (четверг Ваий, утреня, 2-й трипеснец, 9-я песнь, 1-й тропарь)
В среду, 17 апреля, и пятницу, 19 апреля, Шестой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.
В пятницу на седмице ваий святая Четыредесятница кончается, мы стоим в преддверии Страстной седмицы.
В субботу Лазареву, 20 апреля, празднуется воскрешение праведного Лазаря. Церковь прославляет его как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших.
В субботу вечером, за всенощным бдением совершается освящение верб.
Воскресенье, 21 апреля, Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти.
Страстную седмицу и предшествующие ей праздники – Неделю ваий и субботу Лазареву – нужно отличать от Великого поста. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Святая Четыредесятница – это время подготовки, а Страстная – это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать.