Страстная седмица

Страстная седмицапоследняя седмица поста.

Богослужения Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – событий Священного Писания и нашего спасения – Тайной Вечери, суда Пилата и синедриона, распятия Христова.

Первые три дня служится Литургия Преждеосвященных Даров.

В соответствии с церковным уставом в эти три дня прочитывается вся Псалтирь (кроме 17-й кафизмы), а на часах вычитывается почти все Евангелие (до конца не дочитывается только Евангелие от Иоанна).

Евангельское чтение на часах — это звучащее живое Слово Божие, проповедь Христа, учившего в эти дни в ветхозаветном храме.

strastnaya

В Страстную среду в конце Литургии в последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с земными поклонами – отныне поклоны в церкви упраздняются, поскольку заканчиваются сами великопостные службы и начинаются особенные страстные богослужения.

Святые дни Страстной седмицы призваны отсечь нас от повседневной суеты и настроить душу на скорбное сопереживание распинаемому человеческими грехами Богу.

С вечера Страстной среды каждый христианин безмолвно предстоит Кресту Господню«ничто земное в себе помышляя» …

Все дни Страстной седмицы носят название «великих».

Великий понедельник.

В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили, униженный и проданный завистливыми братьями в египетское рабство.

Его образ указывает нам на грядущие невинные страдания Спасителя, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, он подарил нам жизнь вечную.

Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч.

Первая притча — о злых виноградарях, которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время. Они избили слуг, которых послал хозяин, и убили его единственного сына.

Вторая притча — о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды. Иссохшая смоковница символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел, без которых наступает духовная смерть души.

Своеобразный суд над смоковницей призван напомнить верующим о предстоящем Страшном суде, на котором будут оправданы только праведные и целомудренные души.

В этих двух притчах заключён символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божьего на смерть. А ещё это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога.

Вот что писал об этом святой Иоанн Кронштадтский:

«К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет».

Великий вторник.

В Великий вторник вспоминается обличение Христом лицемерных фарисеев и книжников. Евангельской притчей о десяти девах Церковь назидает: необходимо пребывать в неизменной готовности к достойной встрече Небесного Жениха целомудрием и благими деяниями. Ибо святой долг каждого христианина – сохранение своей живой веры и горячей любви к Богу – Источнику благодати и всех благ.

Евангельское чтение Великого Вторника является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде.

Господь рассказал ученикам о Своём  Втором  Пришествии, а также несколько притч.

Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече.

Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.

Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке). Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому.

Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.

Великая среда.

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя. Святое Евангелие противопоставляет предательству Иуды – преданность Христу грешницы, омывшей Его ноги слезами, помазавшей их драгоценным миром и обтершей ноги Христа своими волосами.

Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению.

В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников.

Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.

В Страстную среду Церковь в последний раз в посту призывает нас к суду над своей совестью. В этой связи вспомним рассуждения свт. Иоанна Златоуста на предмет притч Священного Писания: « Как же Иуда сделался предателем, когда он призван Христом? Но Господь не чинит насилия над свободной человеческой волей. Он не принуждает». Ученик Христов целованием предает Господа на мучительную смерть, а грешница помазывает Ему ноги благоуханным миро. «Простерла блудница руки к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным (врагам Христовым)», – она – чтобы испросить прощение, он – чтобы взять сребреники (плату за предательство). Она изливает многоценное миро, он предает Бесценного, она спасается, он гибнет. «От Иудина окаянства … избави, Боже, души наша!».

В Великую среду заканчивается время церковного покаяния. В монастырях вновь совершается чин прощения.

В прежние времена в Страстную среду чин прощения повторялся во всех церквях. В московском Успенском соборе прощения испрашивал себе у народа державный российский государь и вся царская семья.

Великий Четверг.

Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых.

Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки.

Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.

В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх) на богослужении Великого Четверга.

По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии, то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь.

Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это?

Господь же сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу.

При этом Иуда, предающий Его, спросил: «Не я ли, Равви’?», на что Иисус ответил: «Ты сказал».

Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее.

По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях.

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39).

Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий. Но всё же со смирением произносит: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф 26:42).

При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение. Но несколько раз находит их спящими.

Около полуночи приходит в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф 26:48). И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.

В Великий четверг утром служится Литургия свт. Василия Великого. Вспоминается Тайная Вечеря Господа со своими учениками, омовение Им ног апостолам и установление Иисусом Христом величайшего таинства Святого Причащения: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51). Совершается чудо Любви Божией во спасение грешного человеческого рода: «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое», «Пейте … все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26: 26-28).

Святое Причастие опаляет греховную скверну, преображает и тело и душу причастника. Через Причастие христиане соделываются «сотелесными и единокровными» самому Христу (свт. Кирилл Иерусалимский), становятся «Христовыми»: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).

taynaya_vecherya_rublev_tsl

Андрей Рублев. Тайная Вечеря. 15 в.

Тайна и сила Православной Церкви заключена именно в таинстве Святого Причащения, передаваемого нам апостолами от Самого Иисуса Христа через рукоположенное ими священство. Отцы Церкви говорят: православие есть Причастие. Ибо все другие христианские вероисповедания это таинство либо изменили (католичество), либо утратили (лютеране), либо никогда его не имели (многочисленные секты). Поскольку, где нет священства, благодатию Божией совершающего тайну Евхаристии (Жертвы Христовой), там нет и не может быть ни Святых Даров, ни Святого Причастия (свт. Феофан Затворник).

Святое Причащение совершается только на Литургии – службе всех служб.

И потому Литургия Великого четверга признана отцами Церкви Литургией всех Литургий.

В Великий четверг вечером служится последование святых и спасительных страстей Христовых. Читаются так называемые «12 Евангелий» – части всех Евангелий о страданиях Христовых. В первые века христианства эта служба длилась всю ночь: Евангелия читались в разных местах, куда с непрестанной молитвой шли верующие путем Господа, освящая тьму ночи светильниками. Они шли на Елеонскую гору, где Иисус Христос говорил с учениками перед своими страданиями; в Гефсиманский сад, где было моление Господа о чаше (о чаше Его мук и Его смерти: «Чтоб эта чаша смерти миновала, в поту кровавом Он молил Отца» (Б. Пастернак)); на Голгофу и к Кресту Господню.

В богослужении мы следуем путем Господа и прозреваем муки Христа: «Не терпя зрети Бога досаждаема», вся тварь страхом колебалася, земля потрясалася, камни распадались, солнце померкло и завеса в Иерусалимском храме разодралась донизу надвое. Церковная песнь доносит до нас слова распинаемого Христа: «Люди мои, что сотворил вам и чем вы воздали Мне … за манну – желчь, за воду – уксус … Вы ко Кресту Меня пригвоздили …».

Внезапное солнечное затмение знаменовало крестные муки Господа: с часа Его распятия до Его смерти мир погрузился во тьму.

Это явление засвидетельствовало четыре историка. Один из них, афинский философ Дионисий Ареопагит, тогда воскликнул: «Или мир гибнет, или Творец страждет!».

Позднее он принял христианство и даже стал первым Афинским епископом.

«Вникни, брат, в слышанное сегодня», – обращается к нам великий христианский подвижник, прп. Ефрем Сирин, – «… Безгрешный Бог предан, осмеян, поруган, терпел бичевание и был распят. Да содрогнется сердце мое, да ужаснется душа моя! Каждый день я должен проливать слезы при этом воспоминании о страданиях Владыки».

Всю вечернюю службу верующие стоят с зажженными свечами, которые стараются донести до дома, чтобы на косяках дверей начертать спасительный крест. Обычай велит сохранять святой четверговый огонь до Пасхи.

«Господи, и меня древом крестным просвети и спаси …».

Великая пятница.

Великая пятница – день самый скорбный, день смерти Господа на Кресте.

В эту пятницу Церковь вспоминает о суде, о распятии и о крестной смерти Спасителя. Утром читаются Царские Часы – «часы всех часов» – Евангельское повествование об уничижении Спасителя, о Его мучениях и о Его смерти.

Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.

На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом –  время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его.

Но Литургия в Великую пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. В память об искуплении грехов рода человеческого еще в апостольские времена Страстная пятница была названа «Крестной Пасхой».

Днем в Великую пятницу (обычно с 12.00 час. до 16.00 час.) в час смерти Иисуса Христа на Кресте служится вечерня, на которой вспоминается снятие с Креста тела Христова и положение Его во гроб: «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится …». Погребение Господа совершил Иосиф Аримофейский. Теперь это делает священник, который выносит Плащаницу (плат с образом Спасителя) с Престола на середину храма, как бы перенося Тело Христово с Голгофы в гробницу: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханиями) во гробе нове покрыв, положи».

Пение заканчивается поклонением Плащанице и целованием ран Христа – Его пронзенных ног, рук, ребер.

Раздаются стенания Богоматери («Плач Богородицы»): «Радость уже отныне никогда Мене не коснется … Свет Мой и радость Моя ушел во гроб … Воскресни и утоли мою печаль – все можешь, Владыка …, хотя и погребен». И в ответ Матери «тайно речет Господь: «Воскресну и Тебе возвеличу, как Бог неба и земли».

В этот скорбный час Церковь наставляет нас: и в самую горькую минуту мы должны уповать на милость и всемогущество Божие.

В Страстную пятницу традиция предписывает полное воздержание от пищи.

Великая суббота.

Суббота — последний день перед Пасхой.

В Евангельских евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.

Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и спросил попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил.

Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из учеников), смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняное полотно) по иудейскому обычаю.

После этого тело Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень.

В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес.

Так и случилось: приставили ко Гробу стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова.

Также в Великую Пятницу Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Вот что писал об этом Митрополит митрополит Сурожский Антоний Сурожский:

«И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»

Великой субботе посвящены слова свт. Епифания Кипрского: «Что сие днесь безмолвие на земле? От того глубокое молчание, что почивает Господь».

Сосредоточенное молитвенное молчание всех сострадающих страждущему Христу выражено литургическими словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Суета мира сего, человеческие желания и мысли – ничто не должно нарушить свершаемой сегодня великой тайны Божией – Жертвы Христовой во спасение каждого из нас.

«Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная седмица) и больше самой седмицы Страстной – Великая и святая Суббота. Ибо подобно тому, как в первом миротворении Бог Отец, создав всех тварей и сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил этот день, наименовав субботой, то есть покоем, – так и Господь Иисус Христос, совершив дело искупления и воссоздав истлевшего грехом человека, обновив его живоносным крестом и смертью, в субботний день упокоился: «Бог Слово плотию сошел во гроб, сошел же и во ад». Архиепископ Серафим (Соболев)

Субботний богослужебный день начинается поздно вечером в пятницу. Пением псалма «Благословен еси Господи …» отпевается Спаситель. Песнь перемежается с чтением стихов: «Похвалы» величают страдания Господа. Канон «Волною морскою» прославляет Спасителя, выведшего иудеев из плена египетского и ныне спасающего все народы из плена врага рода человеческого. Великая скорбь соединяется с радостной надеждой: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуешь во веки».

На утрени Великой Субботы совершается торжественный чин погребения Спасителя. После Великого славословия, под пение «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») священник совершает каждение Плащаницы и на главе выносит ее из храма. За ним следует крестный ход, прообразующий собой погребение Христа. По возвращении Плащаница подносится к Царским вратам в знак того, что смерть Спасителя отверзла нам райские двери.

И вновь Плащаница на середине храма. Чтец восклицает: «Воскресни, Боже, помози нам и избави нас имени Твоего ради». Читается пророчество Иезекииля: « … и поставил меня Господь посреди поля, полного костей человеческих … И рече ко мне Господь: «Сыне человечь, оживут ли кости сии?». И по велению Божию вошел в кости Дух и они ожили и стали на ноги свои. И сказал Господь: «Вот Я … изведу вас от гробов ваших, Людие Мои, и дам Дух Мой вам и живы будете … Я Господь: сказал и сотворю».

Положение во гроб. 15 в.

Положение во гроб. 15 в.

Целованием Плащаницы заканчивается пятничная вечерняя служба.

В Великую Субботу утром вспоминается сошествие Христа во ад: «Днесь ад стеня вопиет: разрушилась моя власть …, попрана моя держава …». Господь воскресил души умерших праведников и вывел их из тьмы ада в Царство Света. Церковь вдохновляет нас на подвиг веры: «Дерзайте людие Божии, ибо Он победит враги, яко всесилен». Следует чтение ветхозаветных пророчеств о Воскресении Христовом.

Начало новозаветной истории знаменует открытие Царских врат при словах: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Пение «Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (во Христа крестились, во Христа облеклись)» перекликается с Апостолом: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились … Почитайте себя мертвыми для греха, живыми для Бога». Перед чтением Евангелия чтец в белом одеянии, подобно светозарному Ангелу у гроба Господня, возглашает: «Воскресни, Боже, суди земли …». В это время в алтаре переоблачаются Престол и священнослужители из траурных одеяний – в белые пасхальные.

Богослужение Страстной субботы позволяет нам увидеть и осознать величие приносимой за всех нас Жертвы. И наше со-переживание Спасителю – вчера спогребохся Тебе, Христе, – служит для каждого христианина условием его вхождения в радость Воскресения Христова: «совосстаю днесь воскресшу Тебя», Христе Боже Наш!

Евангелие повествует о пасхальной радости, о Воскресении Христа, возвещенного Ангелом женам, пришедшим ко гробу Господа. И вновь звучат слова Спасителя, представшего по Своем Воскресении перед апостолами: «… се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28: 20).

В Великую субботу служится Литургия свт. Василия Великого.

За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя перед нашим телесным взором Спаситель еще возлежит, плотию уснув яко мертв. Но Победа над смертью и над адом уже совершилась!

Именно в этот, воистину Великий, день в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень.

Великая суббота исполнена великой духовной радости предстоящей Пасхи Христовой, несмотря на еще продолжающийся строгий пост.