Оглашение и оглашенные

архимандрит Борис (Холчев)

Огласительные беседы с крещаемыми (читать)

Огласительная беседа о таинствах Крещения и Миропомазания. Сретенская духовная семинария.

___________________________________________________________________________________

Катехизис

«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева).

Книга представляет собой краткий путеводитель по православной вере, написанный живым, доступным, современным языком. Первый раздел книги посвящен основным вероучительным истинам Православной Церкви: речь в нем идет о вере, о Боге, об Иисусе Христе, о Святом Духе, о Церкви, о крещении и о воскресении мертвых.

Во втором разделе, посвященном нравственным темам, говорится о десяти заповедях Ветхого Завета, о заповедях блаженства, о любви к Богу и любви к ближнему, о грехе и покаянии, о вопросах семейной этики, о воспитании детей, о месте женщины в Церкви.

В третьем разделе речь идет о молитве и богослужении, храме и иконах, церковном календаре и церковных праздниках, о Таинствах и обрядах.

Книга, как говорится в аннотации к ней, может использоваться как для предкрещальной, так и для посткрещальной катехизации, и будет интересна всем, кто хочет систематизировать свои знания о Православной Церкви.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, член Союза журналистов России и Союза российских писателей:

НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ

«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) на фоне его обширных двух десятков томов, изданных за последние 15 лет, выглядит «безделушкой» – всего 240 страниц, к тому же текст напечатан крупным шрифтом.

Это я шучу, конечно! Потому что нет ничего сложнее, чем кратко рассказать о Православии, да еще так, чтобы не только дать всеобъемлющее знание о нем, но помочь человеку прийти к Богу.

Если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Катехизисе» формально пошел по очень правильному пути – он все учение о вере и Церкви разделил на 600 вопросов и краткие ответы на них. Эта диалогичная форма, восходящая к Сократу, призвана в процессе обучения к созданию ощущения совместного поиска истины.

Автор нового «Катехизиса» выбрал иной путь. Хотя здесь есть тоже провиденциальный собеседник в образе взыскующего ученика, но автор выступает в своей книге, скорее в роли посредника между этим учеником и Священным Писанием, Преданием и учением Святых Отцов. Он как бы тоже учится, размышляет, делится своим личным опытом познания. Он даже иногда не избегает трудных и спорных толкований – говорит о них откровенно и честно.

Я стал выписывать цитаты из «Катехизиса», в которых я увидел блестящие формулировки автора, но захлебнулся в них – таковых оказалось очень много. Отмечу только целиком главы «Иисус Христос» и «Церковь» – не прибавить, не убавить.

Блестящий кусок из предисловия к «Христианской нравственности», в котором говорится о том, что Иисус Христос не призывал к отмене рабства, что Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, что Христос не был борцом за права, но именно христианство помогло преодолеть многие социальные немощи древнего мира.

В новом «Катехизисе» не всё понравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.

Есть ли у меня к этому вдохновенному тексту претензии? Есть! Мне, например, не хватает упоминания особого церковного почитания Пресвятой Богородицы в первой части книги, об этом говорится только ближе к концу.

Но самое главное, митрополит Иларион передал в своем труде накал любви к Богу и Церкви. Это свидетельство дорогого стоит.

Доктринерство, начетничество, схоластика в книге для тех, кто хочет знать свою веру, недопустимы.

И автор сделал всё для того, чтобы избежать клишированного языка и окостенелого типа мышления в разговоре о Православии.

Хорошая и полезная книга! Всем советую ее изучить.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине:

Предлагаемый Катехизис – книга, давно ожидаемая в современной православной церковной среде. Несмотря на обилие духовной литературы, остро ощущалось отсутствие именно такой книги, в которой кратко, просто и всесторонне рассказывалось бы о православной христианской вере, Церкви и церковной жизни.

Несколько слов о Крещении и просвещении

Книга сразу вызывает симпатию простым и точным объяснением, для кого она предназначена, и что она не претендует на полное изложение того громадного явления, каковым является христианство, а предлагается как «путеводитель по вере». То есть, дается объяснение самого главного и необходимого для первого шага на пути за Христом, а затем уже последует все большее узнавание Того, кто есть Путь, Истина и Жизнь.

Методически совершенно верно, что в самом начале поставляется текст Символа веры, и именно его разъяснение становится основной канвой изложения Православного вероучения. Представляется важным, указание на то, что Иисус Христос является основателем новой религии – христианства, суть которого не просто в выполнении внешних предписаний, а во вхождении в Царство Небесное, т.е. новых отношений между человеком и Богом. При этом подчеркивается, что христианство обращено ко всем народам земли.

В виду необходимой краткости позволю себе отметить лишь несколько из множества ярких мест предлагаемого Катехизиса.

Голгофа. В описании событий распятия отмечено, как самое тяжкое испытание для человека, которое Господь разделяет с нами, – кажущаяся богооставленность, кажущееся отсутствие Бога Отца. Подчеркнуто, что страдания на Кресте есть высшее проявление солидарности Бога со страдающим человечеством. Кратко и выразительно подчеркнуто, что именно Воскресение Христа стало главной темой апостольской проповеди и главным содержанием христианской веры.

Иисус – Господь и Бог. Интересно отмечено, что впервые эти слова были произнесены апостолом Фомой. На смену сомнению пришло точное исповедание. Подтверждается важное мнение о том, что вере противоположно не сомнение, а равнодушие.

Искупление. Самая сложная тема христианского богословия передается кратким и ясным изложением нескольких исторических концепций. Приводится православная точка зрения цитированием Григория Богослова: «Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный». Именно нам, а не Богу Отцу нужна была крестная жертва Сына Божия. Нам для веры и любви к Богу был необходим Бог, солидарный с нами в наших страданиях и смерти. «Для спасения нам нужен был именно такой Бог, не какой-то иной: Бог распятый на Кресте» (стр.67-68).

Спасение. Замечательный образ: «Бог не тот, кто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды: Он Сам ввергает себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись» (стр. 70).

Заповеди блаженства. Нравственный закон Христа, изложенный в Нагорной проповеди по справедливому замечанию, в самом деле, «можно назвать автопортретом Иисуса».

Любовь к врагам. Этот важнейший принцип христианской этики подчеркивает, что учение Христа имеет универсальный характер. Очень точное замечание, что эта заповедь говорит нам о том, «что любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным».

Покаяние – «не просто сожаление о содеянном грехе», а изменение ума и образа жизни.

Семейная этика.  Хорошо, что приводится ссылка на «Основы социальной концепции РПЦ» с указанием причин, по которым Церковь допускает развод. Важно, что такие ссылки приводятся и в отношении многих других современных проблем нашей жизни.

Евхаристия – основа бытия Церкви. Это возобновление и продолжение Тайной вечери, последней трапезы Иисуса с учениками. Это – бескровная жертва, которую вся община во главе со священником приносит Богу. После преложения хлеб и вино сохраняют свой внешний вид и физические свойства, но по своей сущности они становятся Телом и Кровью Спасителя.

Важно, что в предлагаемом Катехизисе подчеркивается, что Церкви не свойственно начетническое отношение к религиозной жизни: исполнишь такое-то количество правил – угодишь Богу. Самое важное – помнить о том, что Бог смотрит на сердце человека, на его внутреннее расположение: Он ждет от нас любви к Себе, а не лишь механического исполнения тех или иных правил.

Исповедь. Справедливо замечается, что наши современники часто неспособны критически оценивать себя при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей. Указывается, что покаяние требует трезвого, здорового, но критического взгляда на самого себя.

Об умирающих. Очень важное наставление, чтобы родственники не откладывали приглашение священника для исповеди и причащения до последних часов жизни больного, боясь «напугать» его. Это нередко лишает умирающего последнего напутствия и духовной поддержки.

Цитаты из Св. Писания. Правильно и мудро то, что в тексте приводится много цитат из Св. Писания, так как потенциальный читатель скорее всего, быть может, никогда еще и не открывал Библию. Приводимые цитаты, таким образом, станут первым знакомством со Св. Писанием.

Послесловие

Особо хочется сказать о Послесловии.  Оно предваряется мудрым пастырским советом читать его уже после принятия Крещения. Сразу же даются важнейшие наставления о том, что быть христианином означает жить по-христиански. Для этого рекомендуется ежедневно читать Евангелие, а к Ветхому Завету переходить позже. Причем вначале ограничиться лишь книгами Бытие и Исход. Дается простое и ясное наставление начинать и заканчивать день молитвами из Молитвослова и Псалтири, при этом прилагать и молитвы своими словами.

Очень ценны советы в отношении других членов семьи и детей. Важно замечание, что жизнь в Церкви не избавит нас от болезней и скорбей, но даст силы правильно их переносить.

Этот Катехизис непременно следует включать в список книг, рекомендуемых людям, делающим свои первые шаги в христианской вере.

Источник: журнал «ФОМА»