Святые жены-мироносицы

photo

В 3-ю Неделю по Святой Пасхе Господней, именуемую Неделей жен-мироносиц, Православная Церковь воспоминает святых жен-мироносиц («носящих миpо») – учениц и последовательниц Иисуса Христа, пришедших ко Гробу Господню для совершения помазания Святого Тела Христова благовонными маслами и самыми первыми удостоившихся видеть Воскресшего Господа.

Женами-мироносицами в Православии именуются женщины, в ночь Воскpесения Хpистова спешившие ко Гpобy Господню и несшие с собой благовонное миpо, дабы по иудейскому обычаю совершить возлияние его на Тело усопшего Учителя.

Миро было драгоценным маслом, очень дорогим, стоившим целое состояние. Эти женщины отдали Христу все. Они не убоялись ни римских воинов, ни мести иудеев, ни ареста, ни смерти, ни людской молвы. Их всепоглощающая любовь поражает.

Имена этих благочестивых женщин нам известны не все. В Священной истории Нового Завета указано семь имен. Но их было гораздо больше. Об этом пишет святой апостол и евангелист Лука: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1–3). Также известные из Священного Писания сестры воскресшего Лазаря Марфа и Мария, Саломия – мать святых апостолов Зеведеевых Иакова и Иоанна и Мария Клеопова – мать апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Некоторые из них были женщинами богатыми и именитыми (Иоанна, например, была супругой домопpавителя цаpя Иpода), некоторые – пpостыми и незнатными (Саломия, мать Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, была женой простого pыбака).

По дороге ко Гробу Господню эти женщины размышляли – кто отвалит им тяжёлый камень от Гроба. Однако перед тем, как они пришли, Ангел, сошедший с небес, вызвал землетрясение, во время которого камень сам собой отвалился, что вызвало панику у воинов, поставленных охранять Гроб Господень. Ангел возвестил пришедшим ко Гробу женам, что Христос «воскрес и предварит их в Галилее».

Во Святом Евангелии от Иоанна особо подчёркивается, что Мария Магдалина пришла ко Гробу самой первой – «в первый же день недели Мария же Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно…» – и увидела, что камень отвален от Гроба.

Возвратившись ко святым апостолам Петру и Иоанну, именно она возвестила: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

Истории известны жития семи Жен-Мироносиц.

Святая Мария Магдалина

происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Церковное Предание указывает на то, что она вела грешную жизнь до знакомства со Спасителем. Это падение привело к тому, что в ней поселилось семь бесов, которые изгнал Господь наш Иисус Христос. Мария покаялась и пошла вслед за Сыном Божиим, верно служа Ему и святым апостолам. Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие. Она нередко упоминается при крестных страданиях Господа и среди жен, несущих миро, чтобы помазать Тело Христово. А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов посвятил Магдалине половину двадцатой главы Евангелия, написанной с ее слов. Именно она является первой благовестницей Воскресения Христова. Мария приходит к апостолам и говорит им эти великие и священные слова: «Христос Воскресе!» После Вознесения Господня она находится в Сионской горнице во время Сошествия Святого Духа, потом проповедует Евангелие в Малой Азии и Италии. Предание повествует, что Мария Магдалина принесла императору Тиверию (14–37 гг.) красное яйцо как символ Воскресения Христова.

В старости она переселяется в малоазийский город Эфес, где живет рядом с Иоанном Богословом, записавшим с ее слов первую половину 20-й главы своего Евангелия. Святая, много потрудившаяся в деле благовестия Христова и получившая за то звание равноапостольной, мирно отошла ко Господу в Ефесе, где была погребена.

Святая Мироносица Иоанна

– богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).

 Мальчик был при смерти; все средства уже испробовали – оставалось одно: идти к Иисусу, слава о котором распространялась по земле. Но Иисус не спешил во дворец – туда, где был казнен его Предтеча, Иоанн… Хуза однако умолил его исцелить сына, и Христос сделал это, предварительно сказав – вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес… И мальчик поправился, пока Хуза шел домой… 

Однако над домом его нависли тучи. Стало известно, к кому они с женой обращались за помощью. А не Иоанна ли, часто и внимательно слушавшая Иоанна Предтечу, похоронила тайком его честную главу – не позволив устроить поругания? Но ведь тем самым она нарушила указ царицы Иродиады – выбросить голову Крестителя на свалку после поругания…  

Но Иоанна не дожидалась «развязки» и выяснения отношений с Иродом.. Она ушла за Христом, благодаря его за исцеление сына. Те немногие драгоценности, что еще вчера богатая Иоанна взяла с собой, были проданы ею, чтобы накормить тех, кто был рядом с Христом. Мать Иисуса тоже приняла ее, как и все, ласково, и жалела Иоанну, поскольку той пришлось оставить сына. Но совсем скоро им вместе придется оплакивать другую потерю – мученически умершего Христа…  

Святая Мироносица Саломия

– по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.

Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева

– жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует также мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых лучших отношениях, она была на протяжении долгих лет Ее ближайшей подругой. 

По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа. 

Святая Мироносица Сусанна.

Упоминается в перечислении Жен-Мироносиц  в вышеуказанном отрывке апостола и евангелиста Луки. О житии практически ничего не известно.

Святые Жены-Мироносицы Марфа и Мария

были родными сестрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Упоминаются несколько раз в Евангелии: Лукой – (10:38–42), Иоанном – (гл. 11-я «Воскрешение Лазаря). Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению (Ин. 12).

Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за братом, воскрешенным Лазарем, на Кипр, где он был епископом.  

О прочих Женах-Мироносицах практически ничего не известно.